Натягиваем цепь правильно
Добавлено: 19 фев 2018, 16:26
Время от времени возникают вопросы о том как правильно натягивать цепь..., а уж если натягивать - сразу обсудим и обслуживание. Поехали:
Сальниковые цепи и без цепи без сальников, естественно, изнашиваются по-разному и требуют разной периодичности проверки натяжения. Но общее правило обслуживания одно: ~500км цепь, желательно, мыть и смазывать. Мыть сальниковые цепи желательно только керосином или соляркой (а не агрессивными растворителями из-за которых сальники дубеют или размокают). Цепи без сальников мыть можно разными средствами, главное качественно вымывать грязь. Если цепи только смазывать и не мыть - старая грязь, которая не выбьется струей из баллона со смазкой, будет превращаться в абразив и изнашивать трущиеся элементы. Смазывать цепи лучше всего специальной смазкой из баллонов (Motul, IPone и т.д.,), причем, сальниковые цепи должны смазываться только специальной смазкой для сальниковых цепей. Конечно, цепь можно смазывать чем угодно - WD40, литолом, машинным маслом, своими экскрементами..., но как долго проживет цепь, при таком подходе, не совсем ясно.
Вот еще тема по чистке цепи
Смазывать цепи нужно тоже правильно. Не поливая их из ведра смазкой, а нанося смазку на сальники и боковые части, чтобы максимальное кол-вр смазки попало на сальники и/или проникло внутрь перемычек.
где "А" и "B" это основные места нанесения.
Теперь о натягивании цепи:
Нет и не может быть какой-либо фиксированной периодичности необходимости натягивания. Растяжение цепи зависит от ее типа, состояния и текущих нагрузок. Если ездить за хлебом по ровной дороге и как бабушка - цепь, при должном уходе, может жить очень долго и, практически, не растягиваться. На спортивном треке цепь тянется постоянно, вплоть до ее замены 2 раза за 3-5 гонок.
Основные симптомы растянутой цепи:
1. Касается земли На глаз заметно провисание вместе более-менее прямой линии нижней части цепи
2. Есть различимый четкий стук или затирание цепи по деталям маятника или по защитному кожуху
3. Самый лучший способ проверить - поставить мот на боковую подножку, взять нижнюю часть цепи по центру и потянуть вверх без усилий, а потом померить расстояние, на которое поднялась цепь. Меряем по нижней кромке цепи в верхнем и нижнем положениях.
Далее, смотрим в мануал. Обычно, нормальное провисание составляет ~1,5-2,5см. Это и есть расстояние между верхней и нижней точками по нижней кромке цепи без прилагаемых усилий и в ее центре.
где "А" это и есть расстояние между верхней и нижней точкой нижней кромки цепи
Если расстояние при проверке больше чем указано в мануале - нужно натягивать цепь. Если меньше - чей-то тут пошло не так....
*зачем цепи провисание??? 1. Перетянутая цепь может сильнее изнашиваться и порваться из-за повышенного трения. 2. Чтобы разгрузить выходной подшипник вторичного вала коробки (вал ведущей звезды). 3. Чтобы частично компенсировать разницу в натяжении при изменение груженной массы ТС и не допустить излишнего натяжения
Если рядом есть еще один рукожоп помощник - можно все дальнейшие действия делать при сидящем на мотоцикле пилоте, но, обычно, это совсем не обязательно, ведь провисание и нужно для того чтобы частично компенсировать натяжение цепи при сидящем наезднике. Даже 2 наездника могут не выбрать все провисание. Но если хотите, можете сесть на мот и настроить минимальное провисание.
Поэтому, если вы не слон, просто ставим мот на боковую подножку в процессе натягивания. Но, перед этим советую сделать следующее (особенно, если цепь уже не новая):
1. Сначала ставим на центральную подножку или подкат чтобы вывесить заднее колесо (ну или катаем мотоцикл по площадке и перезамеряем....).
2. Вращаем заднее колесо и ищем точку самого натянутого положения цепи (просто дергаем цепь по центру снизу и определяем на глаз). Нашли - фиксируем колесо в этом положении и снимаем с подката, ставим на боковую.
3. Раскручиваем ось ступицы и натягиваем цепь. Ставим одинаково по меткам маятника с двух сторон.
4. Закручиваем и не затягиваем. Проверяем натяжение (меряем расстояние, как описано ранее).
5. Если все ок - затягиваем ось. Радуемся.
Как понять, что цепи п-ц:
1. Постоянно тянется. Каждые 200-300км приходится натягивать чтобы держать в норме.
2. После чистки и смазки звенья стоят неровно, а как попало (не выпрямляются)
3. Измеряемое расстояние провисания в самой натянутой и растянутой точках более 1,5см.
4. Цепь порвалась
В среднем, сальниковая цепь Bajaj в открытом виде ходит >20,000км
Цепь без сальников из практики ~7,000км
В полном кожухе, как на Boxer - тут тяжело сказать, похоже, что >10,000км
Сальниковые цепи и без цепи без сальников, естественно, изнашиваются по-разному и требуют разной периодичности проверки натяжения. Но общее правило обслуживания одно: ~500км цепь, желательно, мыть и смазывать. Мыть сальниковые цепи желательно только керосином или соляркой (а не агрессивными растворителями из-за которых сальники дубеют или размокают). Цепи без сальников мыть можно разными средствами, главное качественно вымывать грязь. Если цепи только смазывать и не мыть - старая грязь, которая не выбьется струей из баллона со смазкой, будет превращаться в абразив и изнашивать трущиеся элементы. Смазывать цепи лучше всего специальной смазкой из баллонов (Motul, IPone и т.д.,), причем, сальниковые цепи должны смазываться только специальной смазкой для сальниковых цепей. Конечно, цепь можно смазывать чем угодно - WD40, литолом, машинным маслом, своими экскрементами..., но как долго проживет цепь, при таком подходе, не совсем ясно.
Вот еще тема по чистке цепи
Смазывать цепи нужно тоже правильно. Не поливая их из ведра смазкой, а нанося смазку на сальники и боковые части, чтобы максимальное кол-вр смазки попало на сальники и/или проникло внутрь перемычек.
где "А" и "B" это основные места нанесения.
Теперь о натягивании цепи:
Нет и не может быть какой-либо фиксированной периодичности необходимости натягивания. Растяжение цепи зависит от ее типа, состояния и текущих нагрузок. Если ездить за хлебом по ровной дороге и как бабушка - цепь, при должном уходе, может жить очень долго и, практически, не растягиваться. На спортивном треке цепь тянется постоянно, вплоть до ее замены 2 раза за 3-5 гонок.
Основные симптомы растянутой цепи:
1. Касается земли На глаз заметно провисание вместе более-менее прямой линии нижней части цепи
2. Есть различимый четкий стук или затирание цепи по деталям маятника или по защитному кожуху
3. Самый лучший способ проверить - поставить мот на боковую подножку, взять нижнюю часть цепи по центру и потянуть вверх без усилий, а потом померить расстояние, на которое поднялась цепь. Меряем по нижней кромке цепи в верхнем и нижнем положениях.
Далее, смотрим в мануал. Обычно, нормальное провисание составляет ~1,5-2,5см. Это и есть расстояние между верхней и нижней точками по нижней кромке цепи без прилагаемых усилий и в ее центре.
где "А" это и есть расстояние между верхней и нижней точкой нижней кромки цепи
Если расстояние при проверке больше чем указано в мануале - нужно натягивать цепь. Если меньше - чей-то тут пошло не так....
*зачем цепи провисание??? 1. Перетянутая цепь может сильнее изнашиваться и порваться из-за повышенного трения. 2. Чтобы разгрузить выходной подшипник вторичного вала коробки (вал ведущей звезды). 3. Чтобы частично компенсировать разницу в натяжении при изменение груженной массы ТС и не допустить излишнего натяжения
Если рядом есть еще один рукожоп помощник - можно все дальнейшие действия делать при сидящем на мотоцикле пилоте, но, обычно, это совсем не обязательно, ведь провисание и нужно для того чтобы частично компенсировать натяжение цепи при сидящем наезднике. Даже 2 наездника могут не выбрать все провисание. Но если хотите, можете сесть на мот и настроить минимальное провисание.
Поэтому, если вы не слон, просто ставим мот на боковую подножку в процессе натягивания. Но, перед этим советую сделать следующее (особенно, если цепь уже не новая):
1. Сначала ставим на центральную подножку или подкат чтобы вывесить заднее колесо (ну или катаем мотоцикл по площадке и перезамеряем....).
2. Вращаем заднее колесо и ищем точку самого натянутого положения цепи (просто дергаем цепь по центру снизу и определяем на глаз). Нашли - фиксируем колесо в этом положении и снимаем с подката, ставим на боковую.
3. Раскручиваем ось ступицы и натягиваем цепь. Ставим одинаково по меткам маятника с двух сторон.
4. Закручиваем и не затягиваем. Проверяем натяжение (меряем расстояние, как описано ранее).
5. Если все ок - затягиваем ось. Радуемся.
Как понять, что цепи п-ц:
1. Постоянно тянется. Каждые 200-300км приходится натягивать чтобы держать в норме.
2. После чистки и смазки звенья стоят неровно, а как попало (не выпрямляются)
3. Измеряемое расстояние провисания в самой натянутой и растянутой точках более 1,5см.
4. Цепь порвалась
В среднем, сальниковая цепь Bajaj в открытом виде ходит >20,000км
Цепь без сальников из практики ~7,000км
В полном кожухе, как на Boxer - тут тяжело сказать, похоже, что >10,000км